Далекие боги объединились в культурном диалоге

Ягья Вараха: воплощение Вишну в виде вепря. Деревня Сунаари, Видиша, Мадхья-Прадеш, Индия; 900-1099 гг. н.э.
Фото: Vidisha District Archaeological Museum, State Department of Archaeology Archives and Museums, Government of Madhya Pradesh, India (1919)

Открытая в Мумбаи выставка «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим» объединяет древних богов родом из разных культур — как «мертвых», так и тех, кому до сих пор поклоняются. Ее уже называют «одной из важнейших в истории музеев Индии»

В Индии после четырех лет подготовки открылась беспрецедентная выставка, где встретились божества родом из разных культур. Экспозиция «Древняя скульп­тура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим» стала результатом совместной работы Музея Гетти, Британского музея, Государственных музеев Берлина и главного музея Мумбаи — Музея Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая (CSMVS). Непривычно долгий период проведения выставки (она проработает до 1 октября) связан с тем, что ее сопровождает специальная межуниверситетская программа, разработанная в рамках проекта Кембриджского университета «Гуманитарные науки в глобальном контексте», которой нужно время, чтобы добраться до других центров этой большой страны и дать возможность студентам побывать в Мумбаи и увидеть богов собственными глазами.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

Нигде больше на всем субконтиненте не увидеть обнаженную Афродиту (хотя в ее честь названо множество салонов красоты, в то время как фитнес-центры носят имя Аполлона), египетского бога или божество ассирийского пантеона. В числе организаторов выставки бывший директор Британского музея Нил Макгрегор.

«Теперь я задаю себе новые вопросы об этих скульптурах, которые мы видели сотни раз», — говорит он. Когда Макгрегор спросил кураторов CSMVS, что в экспонатах поразило их больше всего, они ответили: «Куда класть подношения богам? Как понять, что Афродита — богиня, если она обнажена и на ней нет украшений? И почему бог не смотрит на меня?» Дело в том, что в религиях Индии «даршан», то есть обмен взглядами между верующим и богом, является неотъемлемой частью молитвы, так что направленный в сторону взгляд западных богов видится не просто холодностью, а полным отрицанием связи божественного и земного.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

В этом заключается принципиальная разница между богами, прибывшими из Европы, и богами из собственного собрания музея: западные боги мертвы, а индийские по-прежнему живы. Для Запада древние боги не более чем произведения искусства или артефакты материальной культуры — в Индии же индуистские, буддистские и джайнистские скульптуры, какими бы древними и ценными они ни были, являются частью живой религии и их культовая функция неизменно затмевает культурную. Это ощущение божественного присутствует на инстинктивном уровне, и посетители в знак уважения нередко снимают обувь на входе в залы.

Экспозиция строится на сопоставлении 16 скульп­тур богов, привезенных из западных музеев, с индийскими богами, но последние из почтения представлены в виде фотографий. Единственное исключение — величественная скульптура вепря (около 1000 года н.э.) из песчаника, стоящая в центре ротонды, где располагается экспозиция. Эта скульп­тура изображает третью аватару индуистского бога Вишну — вепря по имени Вараха, защищающего Землю.

Экспозиция «Древняя скульптура. Индия, Египет, Ассирия, Греция, Рим».
Фото: Chhatrapati Shivaji Maharaj Vastu Sangrahalaya

Индийская пресса отзывается о проекте положительно, наряду с национальной гордостью подчеркивая международный характер проекта. Times of India отметила, что выставка «проливает новый свет на роль Индии, которая не только была одной из древних цивилизаций, но и внесла значительный вклад в их общее развитие».

Есть выставки, о которых по прошествии времени становится ясно, что они сыграли поворотную для искусствоведения роль. В их числе прошедшая в парижском Центре Помпиду в 1989 году выставка «Маги Земли», где незападные и западные художники были впервые представлены как равновесные фигуры современного искусства. Нынешняя выставка в Мумбаи, задающая противоположное направление движения, может стать образцом конструктивного сотрудничества, призванного объединить интеллектуалов по всему миру.

В 2025 году в музее откроется галерея Древнего мира с обновляющейся раз в три года сменной экспозицией из более 100 объектов из собраний западных музеев-партнеров. В ней воплотится видение Джеймса Куно, бывшего президента Фонда Пола Гетти, который убежден, что вместо ликвидации экспозиций и возврата всех экспонатов на родину западные музеи с их обширными коллекциями должны развиваться именно в направлении такого обмена. Безусловно, подобная стратегия сотрудничества дает Востоку и Западу возможность учиться друг у друга. 

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest