Для москвичей приоткрылись двери в гравюрный кабинет

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Выставка в фонде In artibus стала кульминацией удивительных приключений, в центре которых — судьба одной русско-британской семьи. Каким образом коллекция графики, собранная в Оксфорде искусствоведом Фрэнсисом Хаскеллом, оказалась в Москве?

История собрания Фрэнсиса Хаскелла, которое представлено на выставке в залах фонда In artibus в сотрудничестве с «Галеев-галереей», могла бы стать фоном какого-то сюжета из Джона Ле Карре.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Все началось с того, что Арнольд Хаскелл, отец нашего героя, в юности увлекся балетом, а поскольку юность его пришлась на первую треть ХХ века, то это оказался, разумеется, русский балет Сергея Дягилева. В итоге Хаскелл-старший стал пиар-агентом труппы «Русского балета Монте-Карло», затем балетным критиком, другом Александра Бенуа и Михаила Ларионова, директором британской Королевской школы балета, автором первой на свете книги о Дягилеве и т.п. Женился он на дочери русского эмигранта Вере Зайцевой (не балерине, что странно).

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Их сын Фрэнсис стал известным британским искусствоведом, автором нескольких важнейших исследований искусства как социального явления. Во время Венецианской биеннале 1962 года Фрэнсис Хаскелл познакомился с сотрудницей Эрмитажа, специалистом по итальянскому рисунку Ларисой Салминой. Женился на ней и увез в Британию, где она стала хранителем Музея Ашмола и опубликовала прекрасный каталог его русской коллекции.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Одним из наставников Хаскелла и другом семьи был хранитель коллекции живописи королевы Энтони Блант — он же знаменитый советский шпион, член «кембриджской пятерки». Впрочем, о его шпионской деятельности Фрэнсис Хаскелл с женой узнали уже после разоблачения.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

Хаскелл скончался в 2000 году. К этому времени супруги собрали примечательную коллекцию графики, в основном итальянской гравюры. Это произведения Марко Денте да Равенна, Джованни Пиранези, Маркантонио Раймонди, Сальватора Розы, Джованни Баттисты Скултори и Адамо Скултори, а также листы фламандцев и англичан. Следующая глава истории началась примерно в 2004 году, когда коллекционер Нина Лобанова-Ростовская познакомила вдову Хаскелла Ларису с московским галеристом и собирателем Ильдаром Галеевым, который стал ее другом и часто бывал в ее оксфордском доме.

Выставка «Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла» в фонде In artibus.
Фото: Фонд In artibus

На протяжении 2014–2022 годов Салмина-Хаскелл, желая, чтобы уникальные листы из коллекции мужа были доступны на ее первой родине, безвозмездно передала собрание Галееву. Он, в свою очередь, воспользовался возможностью выставить его в залах фонда In artibus Инны Баженовой. Экспонаты подобраны так, чтобы представить любимую тему Хаскелла, Италию, в максимальной полноте. К выставке выпущен каталог собрания, в который также включены записи бесед Салминой-Хаскелл с Галеевым, биография ее мужа и его статья «Враги современного искусства».  

Фонд In artibus
Гравюрный кабинет Фрэнсиса Хаскелла
До 24 марта

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest