Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
Дмитрий Смолев
Людмила Лунина
Алиса Дудакова-Кашуро
Софья Багдасарова
Милена Орлова
Андрей Паламарчук
Татьяна Маркина
МУЗЕЙ ГОДА
ВСЕРОССИЙСКИЙ МУЗЕЙ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
Москва, ул. Делегатская, д. 3
Директор: Елена Титова
Музей активно приглашает зрителей к осмыслению собственной роли носителей и хранителей культурно-исторических ценностей. От динамичной заставки сайта с ответом на вопрос: «Да чего мы там не видели?» — и остроумного «мерча» в музейном магазине и до серьезнейших выставок — музей стремится укрепить связь между современной эпохой и традиционной народной культурой. Грандиозная выставка «Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена ХХ века», открывшаяся осенью 2023-го, будет длиться целый год. Хотя промыслы — явление кустарное, именно в XX веке, в эпоху заводов и фабрик, они достигли невероятного расцвета. Еще одно направление, в котором вклад музея неоценим, — дизайн. Здесь открылась первая в стране постоянная экспозиция отечественного дизайна «Вещь! Ре/Конструкция». Музей провел серьезную работу по реконструкции знаковых вещей российского дизайна, осуществляет исследовательский проект «РазАРХИВация», благодаря которому почти из забвения возникает целый архипелаг — НИИ художественной промышленности, архивы которого сейчас принадлежат музею. С 2017 года музей проводит конкурс предметного дизайна «Придумано и сделано в России», в 2023-м прошла третья выставка его лауреатов. И кроме всего этого — водопад разнообразнейших выставок, где от истории всегда протянута ниточка в современность. Иногда выставки выплескиваются в сквер перед музеем. Например, осенью 2023 года тут стояли десять расписных лодок-плоскодонок.
МУЗЕЙ AZ
Москва, 2-я Тверская-Ямская ул., д. 20–22
Директор: Наталия Опалева
Музей, основанный меценатом Наталией Опалевой, в прошлом году открыл в Москве еще одно выставочное пространство — AZ/ART на Маросейке. Если в главном здании продолжаются выставки, посвященные Анатолию Звереву и его кругу, то в новом зале была запущена серия авторских проектов «Системы мимикрии» куратора и художника Александра Дашевского, соединившая шестидесятников, на которых специализируется музей, с современными звездами. Продолжением этой линии стала большая выставка «Симпатические взаимодействия» в Иванове на фестивале «Первая фабрика авангарда». А в Петербурге, в Русском музее, Наталия Опалева показала впечатляющую панораму своей коллекции нонконформистов. Кроме того, Музей AZ объявил об укрупнении Премии Анатолия Зверева (Zverev Art Prize). Отныне она будет вручаться не только современным художникам, но и искусствоведам и арт-журналистам; призовой фонд у нее также солидный.
МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА
Москва, Ленинградский пр-т, д. 15, стр. 11
Директор: Юлия Петрова
Несмотря на то что нынешние времена весьма суровы к некоторым частным предпринимателям и их коллекциям, Музей русского импрессионизма упорно продолжает вести целенаправленную выставочную и издательскую деятельность. Темы их выставочных проектов так оригинальны, что порой, до того, как к ним прикоснулся музей, были терра инкогнита. Проекты этого года: «Отличники» — о выпускниках Императорской академии художеств Серебряного века, «Выбор Добычиной» — о «первой русской галеристке», «Автор неизвестен. Коснуться главного» — об анонимных художниках, — привлекли большое количество посетителей и сопровождались отличными научными каталогами.
МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА PERMM
Пермь, ул. Крисанова, д. 4
Директор: Наиля Аллахвердиева
Музей современного искусства в Перми многими по инерции воспринимается как молодой, недавний. Между тем он работает уже 15 лет, и это солидный стаж. Особенно если учесть, что здесь принято все делать энергично и по собственной инициативе. Собрана значительная коллекция, устроено множество выставок. Но главное, пожалуй, в другом: музей постоянно ищет (и находит) пути диалога, взаимодействия со зрителем и с городской средой. Не случайно одна из важнейших его программ связана с паблик-артом. Минувший год для музея PERMM ознаменовался новосельем: он переехал в бывшее здание «Мерседес-центра», что потребовало серьезных усилий по переустройству и адаптации пространства. С конца октября художественная жизнь Перми вышла на новый виток.
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
Нижний Новгород, Кремль, корпус 3
Директор: Роман Жукарин
Год назад нижегородцы уже получали нашу премию как «Музей года», и вот они снова в лонг-листе, потому что не теряют набранный темп. В 2023-м музей осуществил впечатляющий проект «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала», объединив в нем 206 произведений как известных, так и полузабытых художников из 7 музеев Уральского федерального округа. Осенью совместно с Арсеналом музей провел фестиваль графики. В ноябре в Нижнем отметили 90-летие Эрика Булатова: на ретроспективную выставку «Горизонт» собрали 20 редко выставляемых работ мастера из 11 частных коллекций, а также из Государственной Третьяковской галереи и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Она прошла в Выставочном пакгаузе на стрелке Оки и Волги, новом музейном пространстве, которое становится все более популярным в городе.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ТЕАТРАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 2, лит. А
Директор: Наталья Метелица
Музей отметил 150-летие Шаляпина большой и эффектной выставкой «Царь Федор» в Шереметевском дворце, одном из своих главных пространств, поучаствовав и в других проектах к юбилею певца. Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», который музей проводит с 2009 года, порадовал присутствием мировых звезд, таких как китайский хореограф Си Син с авангардным балетом «Время». Поклонников не разочаровала и ежегодная концептуальная выставка-блокбастер, приуроченная к фестивалю. «Суд Париса. Рождение богини» рассказывает о российских актрисах, певицах и балеринах разных эпох, ставших предметом культа, и остроумно препарирует механизм народной славы.
ЦЕНТР «ЗОТОВ»
Москва, Ходынская ул., д. 2, стр. 1
Генеральный директор: Дарья Филиппова
Молодое «конструктивное пространство» открылось в отреставрированном здании хлебозавода № 5 чуть более года назад и уже продемонстрировало ударные темпы развития. Подготовка двух программных выставок — «1922. Конструктивизм. Начало» и «Логос: голос конструктивизма» — была сопряжена с серьезной научной работой, что позволило представить искусство 1920-х годов в новом для зрителей и исследователей ракурсе. Как и полагается прогрессивной современной институции, «Зотов» внимателен к локальному контексту, что демонстрирует проект «Пресня: выставка моей памяти». Обширная просветительская программа центра включает и экспериментальные форматы: лаборатории, тематические уик-энды. Причем в культурное производство вовлекаются все, независимо от возраста, физических и социальных возможностей.
РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА
МОСКОВСКИЙ ДВОРЕЦ ПИОНЕРОВ НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ. 1962. МОСКВА
Заказчик: Департамент капитального ремонта города Москвы
Проектировщик: ГАУ «Московский научно-исследовательский и проектный институт жилищного хозяйства» (МосжилНИИпроект)
Исполнители: ЗАО РСФ «Ремстройсервис», ООО «ГК ЕКС», ООО «И-групп», OOO «К-7», ООО «К-Тех», ООО «МЕКОМ», ООО «СК Форпост»
Понятие «советский архитектурный модернизм» — не отвлеченное, а вполне конкретное, оно воплощено в реальных объектах. Среди них есть хрестоматийные образцы стиля, и к их числу, несомненно, принадлежит Московский дворец пионеров, расположенный на когда-то Ленинских, а теперь Воробьевых горах. Творение коллектива архитекторов десятки лет функционировало буквально на износ, даже обретя статус выявленного объекта культурного наследия. По-настоящему эти корпуса ни разу не реставрировались, обычно дело ограничивалось текущим ремонтом. С января по август 2023 года здесь были наконец проведены работы по реставрации, приспособлению и благоустройству, которые охватили значительную часть комплекса зданий и прилегающую территорию.
«ОГРАДА ВРУБЕЛЯ». 1900-Е. МОСКВА
Заказчик: Центральная клиническая психиатрическая больница им. Ф.А.Усольцева
Исполнитель: компания «Стройпроектреставрация»
Ограду в стиле модерн вокруг больницы рядом с Петровским парком включили в список вновь выявленных объектов культурного наследия в 2006 году. Легенда приписывала ее авторство Михаилу Врубелю. Заслуга реставраторов состояла в том, что они не только привели объект в порядок, но и заново переписали его историю. Сейчас его официальное название и датировка — «Ограда дачи Коншиной (санатория для увечных воинов), 1900-е годы». Ограда окаймляла усадьбу Александры Коншиной (1833–1914) — выдающейся московской благотворительницы и зоозащитницы-кошатницы (в последнем своем увлечении она на 100 лет обогнала время). На Коншину работал архитектор Анатолий Гунст (1858–1919). Именно он, скорее всего, и придумал изысканное ограждение. Анатолий Оттович был знаменит не только как архитектор, но и как фотограф, актер, сооснователь Вахтанговского театра.
МАЙОЛИКОВОЕ ПАННО ИСИДОРА ФРИХ-ХАРА «ПРАЗДНИК». 1937. ЕКАТЕРИНБУРГ
Исполнитель: реставрационные мастерские Екатеринбургского музея изобразительных искусств; Андрей Брагин, заведующий реставрационными мастерскими; Ольга Туберозова, художник-реставратор музея
Огромное керамическое панно «Праздник» советского скульптора Исидора Фрих-Хара (1893–1978) создано к выборам 1937 года в Верховный Совет СССР и строится на образах Киргизии. Панно имеет размер 320 на 218 см и состоит из отдельных деталей (иначе его невозможно было бы изготовить и обжечь). Весят все фрагменты вместе более четверти тонны, хотя каждый из них пустотелый. Вероятно, рассчитанное на то, чтобы стать частью здания, произведение участвовало во всесоюзных и республиканских выставках в конце 1930-х — начале 1940-х годов, и это привело к тому, что все фрагменты имели какие-либо проблемы — от загрязнений до сколов и утрат глазури, несколько было разбито на крупные куски. В музей панно поступило в 1946 году и с тех пор хранилось в разобранном виде. Теперь с каждым из разнокалиберных фрагментов был проведен полный комплекс работ, начиная с удаления поверхностных загрязнений и заканчивая восполнениями, создана специальная конструкция для экспонирования. Осенью 2023 года панно участвовало в выставке «Сопряжение форм. Русская скульптура ХХ века» в петербургском Манеже.
ПАВИЛЬОН «ЭРМИТАЖ». 1721–1725. НИЖНИЙ ПАРК МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ПЕТЕРГОФ», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Заказчик: Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Исполнитель: ООО «Профиль» под техническим надзором департамента реставрации, реконструкции и капитального ремонта ГМЗ «Петергоф»
Павильон «Эрмитаж» стал первой в России постройкой с таким названием. Петр I лично руководил строительством, отдавая распоряжения архитектору Иоганну Фридриху Браунштейну. Главной особенностью здания стали подъемные механизмы на ручной тяге. После окончания Великой Отечественной войны павильон стал первым музеем Петергофа, открывшим двери для посетителей. Нынешняя реставрация — третья в его истории. А первой была послевоенная; тогда подъемный мост и заменили обычным. В 2007–2009 годах вновь заработал механический подъемный стол. На сей раз самой сложной задачей оказалось полное восстановление гидроизоляции рва и подвалов павильона. При расчистке фасадов реставраторы установили подлинный цвет окраски стен, и им вернули первоначальный колорит — густо-желтый с оттенком апельсина. Отреставрированы решетки на окнах и балконах, а также большая часть картин из зала второго этажа. Проведена шпалерная развеска 124 полотен.
КАРТИНА ВАСИЛИЯ СУРИКОВА «СТЕПАН РАЗИН» ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ. 1906 (1910). САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Исполнитель: реставрационные мастерские Государственного Русского музея; Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи; Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи
Одно из самых известных полотен мастера исторической живописи, картина «Степан Разин» с 2020 года находилась в запасниках музея из-за нарастающей деструкции красочного слоя. Это последнее из больших полотен Василия Сурикова, его размер 3,18 на 6 м. От замысла картины до окончания работы над ней прошло больше 20 лет: первые эскизы были сделаны в 1887 году, с большими перерывами художник трудился над полотном до 1907 года, когда впервые представил его на 35-й Передвижной выставке, но и позже продолжал переписывать. Видимо, это и стало причиной разрушений красочного слоя. Спустя время поверхность картины окисляется, на нее оседает пыль, писать сразу по прежнему слою нельзя, его необходимо специальным образом подготовить. Как полагают специалисты, Суриков не делал этого, и теперь краски расслаиваются по всей площади полотна. Кроме того, реставраторам нужно было заменить дублировочные кромки и сделать новый планшетный подрамник, который минимизировал бы колебания основы и позволил картине находиться в стабильном состоянии. Сейчас единство красочного слоя восстановлено, изломы убраны. Картина участвует в выставке к 175-летию Василия Сурикова в Русском музее, но покидать его она не сможет.
ХРАМ ПОКРОВА В ФИЛЯХ. 1693–1694. МОСКВА
Заказчик: местная религиозная организация «Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях»
Проектировщик и исполнитель: Группа компаний «ИДГ»
Жемчужина нарышкинского барокко (название целому стилю дано по имени заказчика, Льва Нарышкина) была спасена советскими реставраторами в 1950-е годы. К нашим дням состояние церкви постепенно становилось аварийным: нарушение гидроизоляции и водоотвода привело к подвижке фундаментов и разрушению кладки, кирпичи стали выпадать людям на голову. Реставрация, начавшаяся в 2021 году, ликвидировала проблему с влагой, причем для этого даже была воссоздана уникальная допетровская технология гидроизоляции с помощью свинца. После этого фасады и кровли из кирпича и известняка были приведены в порядок. Храм теперь снова кажется игрушечкой.
ФРЕСКИ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. XVII ВЕК. МОСКВА
Заказчик: Музеи Московского Кремля
Исполнитель: Межобластное научно-реставрационное художественное управление (АО «МНРХУ»)
В 2020 году в кремлевском Успенском соборе вынули одну доску из иконостаса, чтобы проверить информацию XIX века о том, что за ним скрываются некие фрески. Когда за иконой обнаружили одну композицию, радости сотрудников не было предела. Но собор хранил гораздо больше тайн. За прошедшие три года иконостас разобрали целиком, и выяснилось, что все столпы и стены за ним покрыты прекрасно сохранившимися фресками XVII века, и даже частично XV века. Прежде чем собрать иконостас обратно, реставраторы не только сфотографировали их все, но и укрепили, а также расчистили от грязи и поздних записей.
КНИГА ГОДА
МИША БАСТЕР. «ТИПА ПАНКИ. ОПЫТЫ ИНДИВИДУАЛИЗМА И НЕПОДЧИНЕНИЯ В СССР»
М.: АСТ, 2023.
Это первое издание, посвященное советскому панку во всем его многообразии — от уличных перформансов до моды и искусства. Миша Бастер собрал большой архив фотографий и артефактов молодежных субкультур, расцветших в позднем СССР. В книге он систематизировал огромный материал, связанный с панк-движением, проследив его истоки и описав проявление панк-эстетики в разных областях. Это прежде всего стиль жизни: сленг, «культура стёба», татуировки. Это панк-рок, панк-арт — некрореалисты и «новые дикие», это звезды альтернативной моды, такие как Гарик Асса, ключевая фигура «панк-дендизма». Попытка обозначить масштаб анархической культурной революции конца 1980-х годов выглядит вполне удавшейся. К достоинствам книги можно отнести и ее честность: автор не идеализирует своих героев, чей «праздник непослушания» часто приводил к саморазрушению.
МИХАИЛ БИРЮКОВ. «МСТЁРСКИЙ КОВЧЕГ. ИЗ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 1920-Х ГОДОВ»
М.: Музей современного искусства «Гараж», 2023.
Старинная слобода Мстёра во Владимирской области хорошо известна своими традициями иконописи и лаковой миниатюры. Но мало кто знает, что в 1920-е годы она была еще и важным оплотом авангардного искусства. Заполнить эту историческую лакуну взялся независимый исследователь Михаил Бирюков, погрузившийся в государственные и семейные архивы. С дотошностью летописца и страстью первооткрывателя (в книге действительно много новой, порой неожиданной информации) он воссоздал ситуацию 100-летней давности. Учителя и воспитанники художественной коммуны, которая существовала во Мстёре меньше десяти лет, вновь обрели биографии и собственные голоса.
«ДАР КОСТАКИ»
М.: Государственная Третьяковская галерея, 2023.
О том, что знаменитый коллекционер авангарда Георгий Костаки в 1977 году передал значительную часть своего собрания в дар Третьяковской галерее, наслышаны многие. Наиболее значимые из тех произведений включены в постоянную экспозицию музея, они воспроизводятся в альбомах, интерпретируются в исследованиях. И все же до последнего времени нельзя было сказать, что дар Костаки полностью изучен. С выходом научного каталога, посвященного соответствующему разделу коллекции Третьяковки, положение дел изменилось. Эта работа начиналась не с нуля, но кропотливое уточнение атрибуций, датировок, описаний, которым занималась группа под руководством Ирины Прониной и Любови Пчелкиной, шло на протяжении восьми лет — вплоть до появления увесистого тома в 2023 году.
«ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА. ИЗБРАННОЕ. 1917–2022»
М.: Московский музей дизайна, 2022.
У прекрасно иллюстрированного очерка истории отечественного дизайна шесть авторов: директор Московского музея дизайна Александра Санькова, его ведущий научный сотрудник Ольга Дружинина, коллекционер Азат Романов, преподаватели Строгановской академии Александр и Екатерина Лаврентьевы, Евгений Жердев. В книге подведен итог десятилетней собирательской и исследовательской работы музея. Это самый богатый источник сведений о дизайне России минувших 100 лет. Нигде больше не найти такого количества предметов, имен, дат. Особенно подробно освещены последние несколько лет: раздел о современном дизайне занимает 70 страниц — треть объема книги. В ней нашлось место и для графического дизайна, и для предметов интерьера, и для транспорта. Авторы добавили в заголовок слово «Избранное», как бы извиняясь за то, что раскрывают тему фрагментарно. Опасение напрасное: более широкой панорамы истории отечественного дизайна пока не существует.
«ЛОГОС: ГОЛОС КОНСТРУКТИВИЗМА» (КАТАЛОГ ВЫСТАВКИ)
М.: Центр Зотов конструктивное пространство, 2023.
Каталог одноименной выставки представляет собой полновесное научное издание, в котором происходит расшифровка визуального и словесного «шума времени» 1920-х годов. Авторами статей выступили специалисты из разных областей: лингвисты, филологи, искусствоведы, культурологи, эксперты по истории дизайна и декоративно-прикладному искусству. Они отразили все грани понятия «логос» в контексте эпохи, когда возник удивительный, хотя и короткий, альянс между художниками и политиками, поэтами, филологами, языковедами. Кроме того, книга содержит целую антологию исторических текстов, включая редкие: это и поэтические манифесты, и теоретические очерки, и программные эссе 1920-х годов, посвященные радиорепортажу, типографскому производству, «рекламе стихом» и другим, подчас весьма необычным и малоизученным явлениям.
ИЛЬЯ ПЕЧЕНКИН, ОЛЬГА ШУРЫГИНА. «ИВАН ЖОЛТОВСКИЙ». КНИГА ПЕРВАЯ: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО». КНИГА ВТОРАЯ: «МАСТЕР И ЕГО ШКОЛА»
М.: Издательский дом Руденцовых, 2021–2023.
Двухтомное исследование Ильи Печенкина и Ольги Шурыгиной хочется назвать биографической эпопеей. Оно пример доказательного искусствоведения (по аналогии с доказательной медициной), где главное — не интерпретация, а факт. Его также можно считать научной сенсацией: опираясь на огромное количество архивных документов, авторы заново написали биографию патриарха советской архитектуры Ивана Жолтовского (1867–1959). Они подвергли сомнению и анализу буквально каждый эпизод его жизни и не оставили камня на камне от официальной версии его свершений и побед. Как выяснилось, мы довольствовались мифами. Очищенный от излишнего елея образ Ивана Владиславовича заиграл новыми красками: он предстал не только как интеллектуал и учитель, но и как авантюрист.
«ХУДОЖНИКИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ В АМЕРИКЕ»
М.: Искусство — XXI век, 2023.
Когда говорят о художниках-эмигрантах первой волны, то обычно подразумевают тех, кто после революции 1917 года перебрался из России в Европу. Там их действительно оказалось больше, чем где бы то ни было еще. Однако и за океаном, в Соединенных Штатах, жили и работали многие наши соотечественники. Судьбы десятерых из них послужили основой для нынешнего коллективного труда. Некоторые главные герои книги сегодня хорошо известны — имена других едва ли знакомы широкой публике. Собрав биографические очерки под одной обложкой, авторы смогли предъявить не только исторический срез, но и развернутую панораму той художественной жизни. Далекой от нас — хронологически, географически, политически, экономически — и одновременно близкой.
ВЫСТАВКА ГОДА
«АЛЕКСЕЙ ЩУСЕВ. 150»
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева (Москва)
4 октября 2023 — 21 января 2024
Кураторы: Анатолий Оксенюк, Юлия Ратомская, Ксения Смирнова, Наталья Шашкова
Самый всеобъемлющий проект, из когда-либо посвященных Алексею Щусеву (1873–1949). На выставке он представлен не только как выдающийся архитектор, автор Мавзолея Ленина, гостиницы «Москва», Казанского вокзала, но и как градостроитель, общественный деятель, защитник памятников культуры, наконец, основатель и первый директор Музея архитектуры. Выставка рассказывает о созданных им за полвека 200 проектах, от дореволюционных храмов до послевоенной станции метро «Комсомольская». В экспозицию вошло 600 артефактов из 18 музейных и частных собраний: проектная графика, авторские модели, письма, архивные фото, видеохроника, даже элементы интерьеров снесенной в 2004 году гостиницы «Москва». К выставке выпустили фундаментальный 600-страничный каталог.
«ВЫБОР ДОБЫЧИНОЙ»
Музей русского импрессионизма (Москва)
8 июня — 24 сентября 2023
Куратор: Анна Скляревская
Координатор: Вера Рябинина
Когда мы вспоминаем великих русских коллекционеров и покровителей искусства, первыми на ум приходят Сергей Щукин и Иван Морозов. А вот Надежда Добычина — которая в 1910-х годах открыла в Петербурге Художественное бюро, где, рискуя финансами и репутацией, показывала самые новаторские течения, — несправедливо оказалась в тени. Некоторые из проектов Добычиной вошли в историю искусства и даже определили вектор ее развития (это и выставка «0,10», где был впервые показан «Черный квадрат» Казимира Малевича, и первая персональная выставка Наталии Гончаровой), другие не состоялись из-за войн и революций (показы работ Пабло Пикассо, японского и персидского искусства). Выставка в Музее русского импрессионизма продемонстрировала весь диапазон инициатив первой российской галеристки. А также ее незаурядный вкус, независимость и энергию.
«ДОМ МОДЕЛЕЙ. ИНДУСТРИЯ ОБРАЗОВ»
Музей Москвы (Москва)
7 марта — 2 июля 2023
Куратор: Ксения Гусева
Научный консультант: Алла Щипакина
Выставка о советской модной индустрии была сосредоточена на истории легендарного Общесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту (1944–2003), который стал синонимом советской моды, превратившейся в дело государственной важности, эксперимент на стыке искусства и промышленности. С Домом моделей была связана деятельность таких известных модельеров, как Вера Аралова, Анна Бланк, Нина Голикова, Вячеслав Зайцев, Наталья Орская, Татьяна Осмеркина. Каждый год здесь разрабатывали тысячи мужских, женских и детских коллекций, которые затем внедряли в производство на фабриках по всей стране. Кураторы не обошли вниманием и отечественных красавиц манекенщиц. Экспозиция была организована вокруг гигантского «языка»-подиума, а среди экспонатов фигурировали эскизы одежды, журналы с выкройками, фотографии, видеохроника, а также раритеты из частных архивов, в том числе картоны Владимира Фаворского, коллекция модельера Лины Телегиной, вечерние платья Вячеслава Зайцева.
«ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ. РУССКИЙ БАЛЕТ»
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
22 февраля — 21 мая 2023
Организаторы: Центральный выставочный зал «Манеж», бюро Planet9 и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Авторы концепции: Агния Стерлигова, Анна Ялова
Продюсер: Александр Кармаев
Креативный куратор: Павел Каплевич
Научные консультанты: Светлана Лаврова, Павел Масленников, Татьяна Ногинова, Ольга Федорченко
Грандиозная, зрелищная просветительская выставка, посвященная одному из главных козырей русской культуры — балету, его истории с XVIII века по наши дни. Тысяча экспонатов всех жанров из 40 российских музеев — от костюмов, макетов декораций и видео до живописи и графики первых мастеров — предстала перед зрителем в череде захватывающих интерактивных инсталляций. Звезда российского выставочного дизайна Агния Стерлигова в этом проекте, кажется, достигла своего акме, высшей точки, продемонстрировав завидный диапазон экспозиционных решений, которые превратили выставку в настоящее приключение. «Царская ложа» — о том, как танец появился при царском дворе, «Русский дух» — о триумфе дягилевских сезонов, «Советский балет» — о достижениях СССР. Зрителей познакомили и с творческой кухней, с тем, как вообще устроен балет (в отсеках «Школа», «Анатомия балета», «Костюмерный цех»). Не было забыто и «Лебединое озеро» — самый знаменитый русский балет, истории постановок которого отвели почетное место.
«ПРОЦЕСС. ФРАНЦ КАФКА И ИСКУССТВО ХХ ВЕКА»
Еврейский музей и центр толерантности (Москва)
11 октября 2023 — 14 января 2024
Куратор: Мария Гадас
Нелинейность заложена в нарративы Франца Кафки, можно сказать, генетически: рукопись романа «Процесс» была размещена отдельными главами по конвертам, без плана и нумерации. «Процесс» как выставка тоже нелинеен: здесь посетителю предлагаются два маршрута. Один ведет путем Грегора Замзы через «превращение», переход через тонкую грань между нормальной и искаженной реальностью; визуальный аккомпанемент ему составляют преимущественно экспрессионисты — от Макса Пехштейна до Эгона Шиле. Другой маршрут проходит через контору, подобную той, где работали сам Кафка и его герой Йозеф К.; здесь тревожный диссонанс языка и нарратива воплощают концептуалисты. Траектории выставки замыкаются в (анти)утопичном пространстве, где «Замок» Кафки рифмуется с проектами «бумажной архитектуры» позднего СССР. Посетитель вовсе не обязан прийти к какому-то однозначному выводу, но если такой вывод и существует, то он имеет форму предупреждения: никогда, ни при каких обстоятельствах не надо Кафку делать былью.
«„САЛОНЫ“ ДИДРО. ВЫСТАВКИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ПАРИЖЕ XVIII ВЕКА»
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина; Государственный Эрмитаж
6 июня — 1 октября 2023 (ГМИИ); 8 декабря 2023 — 17 марта 2024 (Эрмитаж)
Кураторы: Анна Виленская, Екатерина Дерябина, Анна Сулимова
Межмузейный проект примечателен тем, что выстроен вокруг фигуры критика. Тексты философа Дени Дидро сами стали экспонатами — наряду с произведениями эпохи Просвещения, которым они посвящены. Экспозиции в Пушкинском музее и Эрмитаже пролили свет не только на историю художественной критики (демонстрируя, насколько изменился этот жанр за два с половиной столетия), но и на историю выставок, давая зрителю исчерпывающее представление о парижских художественных салонах. Помимо шедевров Франсуа Буше, Жан-Батиста Симеона Шардена и других, кураторы сумели интересно преподнести и те работы, что не остались в веках, но остались в запасниках. Также выставка напомнила о важности межкультурных связей, ведь именно сформировавшиеся в XVIII веке тесные русско-французские отношения позволили сделать блестящий проект на материале отечественных собраний.
«СНЫ СИБИРИ»
Государственный исторический музей (Москва)
28 октября 2022 — 6 мая 2023
Кураторская группа: Новиков Василий, Николай Смирнов, Петр Бирюков, Анна Миронова, Руденко Анастасия, Светляков Кирилл
Главный художник выставки: Петр Бирюков
Впечатляющая археологическая выставка, организованная Фондом развития науки и культуры «Таволга», была приурочена к 130-летию Транссибирской магистрали (поэтому генеральный партнер выставки — ОАО «РЖД») и показывала археологические артефакты самых разных культур и народов, найденные вдоль следования этого пути. Такой подход позволил отобрать наиболее выигрышные предметы из археологических коллекций столичных и региональных музеев и преподнести их зрителю не как замшелое прошлое, а как яркие арт-объекты. Эффектная подача художника выставки и сопоставление древностей с произведениями современных художников на тему Сибири, а также продуманная образовательная программа привлекли в ГИМ нетипичную для этого музея аудиторию, создав рекорд посещаемости. Успех был так велик, что в текущем году выставка «Сны Сибири» поедет еще в два российских города.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД
МАРИНА БОНДАРЕВА
Основатель Фонда развития науки и культуры «Таволга»
Фонд «Таволга», основанный предпринимателем Мариной Бондаревой в 2018 году, специализируется в первую очередь на археологических проектах, но также вкладывается и в другие культурные истории. На его счету успешные московские выставки (в частности, «Сны Сибири» в ГИМ в 2022–2023 годах), научная и организационная поддержка таких проектов, как раскопки в Гнёздове, Шниткине, Новгороде, бактрийской крепости Узундара в Узбекистане, первая российская археологическая экспедиция по исследованию культуры майя, российско-иракская комплексная экспедиция. Также фонд внес свою лепту в создание постоянной экспозиции фресок Калязина в Государственном музее архитектуры и помог ему с организацией выставки об Алексее Щусеве в Ташкенте.
ВАСИЛИЙ БЫЧКОВ
Основатель компании «Экспо-парк. Выставочные проекты», организатор ярмарок в области культуры
То, что в былые годы казалось само собой разумеющимся, теперь требует настоящего героизма. Василий Бычков четверть века стоит у руля Российского антикварного салона и ярмарки современного искусства «Арт Москва», которые стали основами инфраструктуры российского арт-мира. Бычков является бессменным президентом Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров. Компания «Экспо-парк. Выставочные проекты», которую он возглавляет, не пасует перед сложностями нашего времени и ищет новые пути для того, чтобы приблизить искусство к зрителю и коллекционеру (например, последний Антикварный салон сопровождался проектом Lifestyle «Искусство интерьера»). Необычайно популярной стала Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction, которых проведено уже 25, и авторитетной — Международная выставка архитектуры и дизайна «АРХ Москва», их было уже 28. Каждая из ярмарок-выставок сопровождается большой образовательной программой.
ДМИТРИЙ РАЗУМОВ
Меценат, сооснователь творческого сообщества «Мира»
Творческое сообщество «Мира», основанное в 2020 году, продолжает активно развиваться. Одноименный культурный центр, открытый в Суздале, является площадкой выставок, концертов, фестивалей, в том числе первого созерцательного фестиваля «Места для души» им. Тонино Гуэрры, организованного летом 2023 года вместе с Государственным Владимиро-Суздальским музеем-заповедником. Под эгидой сообщества «Мира» в Суздале появилась галерея современного искусства «Ларец» в старинной избе. Настоящей сенсацией в апреле прошлого года стало объявление о том, что «Мира» выкупило и будет реставрировать здание конторы Ново-Сухаревского рынка в Москве — самую раннюю из капитальных построек великого Константина Мельникова. В работе у сообщества еще несколько интересных проектов возрождения заброшенных памятников и придания им новых культурных функций.
МАРГАРИТА ПУШКИНА
Основатель и директор Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow
Маргарита Пушкина продолжает успешно развивать Международную ярмарку современного искусства Cosmoscow — вопреки и невзирая. В 2023 году ярмарка вынужденно переехала из Гостиного Двора в Экспоцентр на Краснопресненской набережной — и опять удалась. В общей сложности ее посетило более 31 тыс. человек, что стало абсолютным рекордом за более чем десятилетнюю историю ярмарки. Благополучно ушла в прошлое традиция скрывать цены: благодаря онлайн-платформе TEO by Cosmoscow, стоимость большинства работ можно узнать, сканируя QR-коды. В рамках ежегодной программы «Музей года» Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow, основанный Маргаритой Пушкиной, выделил 1,8 млн руб. на закупку новых произведений в коллекцию пермского Музея современного искусства PERMM — на них музей отобрал 23 работы. И главное, присутствие детища Пушкиной теперь не ограничивается сентябрем, когда проходит ярмарка, — события случаются вокруг Cosmoscow круглый год. Маргарита Пушкина также является инициатором ряда проектов, среди которых: Ярмарка молодого современного искусства blazar, благотворительный аукцион Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, а также грантовых программ для институций, художников и кураторов.
СОФЬЯ И РОМАН ТРОЦЕНКО
Основатели Центра современного искусства «Винзавод» и Фонда поддержки современного искусства «Винзавод»
Самый знаменитый московский арт-кластер «Винзавод», под руководством Софьи Троценко уже почти 20 лет служащий флагманом и примером для других таких центров, не сбавляет оборотов. Тут сконцентрировано наибольшее в столице число галерей современного искусства (13), работают «Открытые студии» для молодых художников, проходят большие выставки (в 2023 году это были, например, хитовая «Панк-культура. „Король и Шут“» и эстетский обзор российского видео-арта «Основано на реальных событиях»). «Винзавод» — место, где с самого начала холили и растили паблик-арт, и эта линия продолжается: летом состоялась IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», захватившая и прилегающие районы; запущена единственная легальная галерея стрит-арта «Нетстен». Большое значение «Винзавод» придает образованию — тут проходят экскурсии, дискуссии и лекции. Мощный рывок в прошлом году сделала Ассоциация галерей современного искусства (АГА), детище «Винзавода», проведя свою первую большую ярмарку Catalog в историческом здании типографии Сытина, и эта инициатива обещает стать регулярной.
АСЯ ФИЛИППОВА
Основатель и директор Центра творческих индустрий «Фабрика»
В прошлом году в разных цехах «Фабрики» состоялось около двух десятков выставок. По большей части это экспериментальные, сугубо некоммерческие проекты художников, для которых часто трудно найти место в галереях или государственных музеях. И именно таким авторам с 2005 года оказывает свою поддержку центр творческих индустрий, существующий на территории фабрики технических бумаг. Возможность поучаствовать в программе «Фабричных мастерских» предоставляется не только молодым художникам и студентам, но и авторам 35+, находящимся на взлете карьеры. На «Фабрике» соседствуют мастерские художников, арт-резиденции, музыкальные студии, бюро дизайна и архитектуры, театральные коллективы, в том числе издательство Ad Marginem, лаборатория экспериментальной печати «Пиранези LAB», Liquid Theatre, «Большой фестиваль мультфильмов». С 2014 года тут функционирует социальный проект «Войти и разрешить», посвященный изучению Бауманского района, где расположена «Фабрика», и налаживанию горизонтальных связей между его жителями.
АНДРЕЙ ЧЕГЛАКОВ
Меценат, основатель Фонда Андрея Чеглакова
Фонд Андрея Чеглакова был основан в 2008 году и за прошедшее с тех пор время поддержал десятки музыкальных, издательских и выставочных проектов, а также ряд фестивалей и исследовательских программ, считая своей миссией поощрение современного творчества. Летом 2021 года фонд открыл в Москве постоянное пространство, где регулярно проходят выставки, каждая из которых сопровождается оригинальной концертной программой. В 2023 году среди них можно вспомнить, например, «Переменную облачность», посвященную музыкальной женской группе «Колибри» и обложкам их альбомов дизайнера Андрея Шелютто, или выставку Михаила Карасика, художника и писателя, идеолога и популяризатора жанра «книга художника».
Генеральный партнер Премии The Art Newspaper Russia — Газпромбанк Private Banking. Газпромбанк Private Banking — это набор современных финансовых решений и нефинансовых привилегий для самых взыскательных клиентов. Меняются времена и условия, но банк неизменно продолжает оказывать финансовые услуги высокого уровня, оставаясь для клиентов центром экспертизы по управлению благосостоянием семьи. На протяжении многих лет состоятельные клиенты банка являются меценатами и играют важную роль в содействии развитию культуры и искусства. Мы разделяем ценности наших клиентов и считаем, что искусство помогает лучше понять историю, оценить культурное наследие и заложить фундамент для будущих поколений. Семейный капитал, как реликвия, передается от отца к сыну. Разумно распорядиться капиталом — долг преемников, а сохранить благосостояние семьи — дело надежного банка. Банка, проверенного временем.
UPD: внесены изменения в номинации «Личный вклад» по просьбе номинантов.