На форуме Траяна в Риме реконструирован фрагмент знаменитой базилики Ульпия постройки Аполлодора Дамасского. Средства на это дал Алишер Усманов. Событие вызвало в Италии живые дискуссии
The Art Newspaper Russia
Здание, которое теперь частично воспрянуло из руин, занимает в истории древней архитектуры важное место. Базилика Ульпия (106–113 год н.э.), которую построил один из легендарных архитекторов Античности Аполлодор из Дамаска, являлась центральным элементом форума Траяна, крупнейшего из императорских форумов Древнего Рима. Со временем она, некогда средоточие общественной и политической жизни Римской империи, обратилась в руины. Еще на заре Средневековья здание подверглось серьезным разрушениям, было заброшено и разграблено. Камни базилики Ульпия стали материалом для других построек. На протяжении столетий мир не имел иного представления об этом сооружении, кроме как по фрагментарно сохранившимся колоннам. Почти два тысячелетия именно руины были неотъемлемой частью архитектурного облика города.
В конце 2023 года реставрация уцелевшего сектора базилики Ульпия на форуме Траяна, длившаяся около трех лет, завершилась. Работы стали возможными благодаря щедрому финансированию Алишером Усмановым. На его пожертвования Рим украшается уже давно, с 2014 года: на счету Усманова восстановление зала Горациев и Куриациев в палаццо деи Консерватори, фонтана Монте-Кавалло на площади Пьяцца-дель-Квиринале и другие памятники. Но самое крупное пожертвование было сделано именно в пользу базилики Ульпия — €1,5 млн.
Восстанавливать решили только часть колоннады базилики. Метод «анастилоз», выбранный для ее реставрации, предполагает использование сохранившихся архитектурных элементов и возвращение их на исходное место с заполнением лакун четко отличающимся новым материалом. Таким образом, вместо трех ярусов (размером с современное семиэтажное здание) возвели только два, однако даже это позволяет оценить величие архитектуры императорского Рима. Высота восстановленного участка составляет 23 м — зрелище, безусловно, впечатляющее.
Исследования сохранившихся фрагментов и разработка проекта реставрации продолжались несколько лет. Был создан комитет, куда вошли ведущие итальянские историки, археологи и реставраторы. Но, каким бы грандиозным ни был замысел, относительно конечного результата мнения в итальянской прессе радикально различаются. С одной стороны, это смелый проект, демонстрирующий возможности современных реставрационных технологий. Клаудио Паризи Пресичче, глава Управления по охране культурного наследия Рима и руководитель проектной группы, во время экскурсии для представителей СМИ по территории памятника высказал мнение, что для понимания того, какое значение имела базилика в лучшие свои времена, посетители должны видеть ее во всей красе, то есть устремленной ввысь.
С другой стороны, восстановление части базилики становится поводом для дискуссий о том, что именно следует подразумевать под «сохранением культурно-исторического наследия». Некоторые критики заявляют, что результат, потребовавший серьезных научных изысканий, в итоге оказался неудовлетворителен. Они задаются вопросом: не стоило ли оставить все как есть и бросить силы на поддержание базилики в том виде, в котором она дошла до наших дней? В конце концов, для современной Италии исторический вид постройки, в каком-то смысле ставший частью культурного кода, — это руинированные колонны, а не вертикальная конструкция из обломков.
От торжественной церемонии открытия муниципалитет Рима отказался, хотя благотворительные труды Алишера Усманова все же отмечены: на территории форума Траяна, прямо под легендарной колонной, установлена табличка с фамилией мецената.